Техосмотр с 1 октября: кому придется проходить, а кому — нет

Автоновости В России

1 октября 2021 года
100

Дату 1 октября 2021 года многие автомобилисты считают днем, когда система техосмотра должна заработать по новым правилам. Однако это популярное заблуждение. Во-первых, новая схема прохождения техосмотра с обязательной фотофиксацией и занесением данных в электронную систему ЕАИС ТО заработала еще в марте 2021 года . Ее прохождение временно отложили для большинства автомобилистов — отсрочку дали на шесть месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года. Autonews.ru выяснил, кому с 1 октября все-таки придется приехать на техосмотр, хотя его и планируют отменить, а для кого отсрочка еще действует.

1. Когда техосмотр стали проводить по новым правилам?

С 1 марта 2021 года карты техосмотра начали оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начали фотографировать. Результаты и данные диагностической карты хранят в базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать не более 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины ). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью. Такой закон подписал президент России Владимир Путин еще в июне 2019 года.

2. Откуда тогда взялась дата 1 октября 2021 года?

Ориентир с отложенным на 1 октября переходом на новую систему техосмотра впервые прозвучал из уст премьера Михаила Мишустина в феврале — это запутало многих автомобилистов и даже участников отрасли.

«Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей», — говорил в конце февраля Мишустин.

По его словам, нужно сделать все, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев и еще раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию. «Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей. Сделать все надо по-человечески », — говорил премьер-министр.

Однако на самом деле уже с 1 марта 2021 года пункты техосмотра начали работать по новой схеме, исключающей возможности с лазейками для «удаленного» прохождения диагностики . А под «переносом» системы имелось следующее:

Постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 продлен на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. То есть каждый автомобилист, который попадал со своей диагностической картой в промежуток с 1 февраля по 30 сентября, смог прибавить к конечной дате еще шесть месяцев. А те, у кого дополнительные 6 месяцев истекали до 1 октября, все равно могли считать этот документ действительным вплоть до 1 октября. Это водители с диагностическими картами, которые заканчиваются, в феврале, марте, и апреле.

Например, если срок действия диагностической карты заканчивается 30 сентября 2021 года, к ней мы прибавляем еще шесть месяцев, то есть карта действует еще до 29 марта 2022 года», — объяснил в беседе с Autonews.ru заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.

3. Кому с 1 октября придется проходить техосмотр?

Льготный срок действия диагностических карт постепенно начинает истекать. Так, в октябре 2021 года на техосмотр придется приехать тем, у кого фактический срок диагностических карт истек в феврале.

«Если действие диагностической карты закончилась 2 февраля 2021, ее продлевали до 1 октября 2021 года», — привел актуальный пример для водителей Сергей Ефремов из РСА.

Он также уточнил, что для всех страховых компаний такие продленные диагностические карты абсолютно легитимны. Это важный момент, поскольку сейчас без этого документа можно оформлять ОСАГО, но, если водитель устроит ДТП на машине без техосмотра и причиной аварии окажется техническая неисправность автомобиля, у страховой появится право применить к водителю регресс. То есть покроет вред перед потерпевшими в рамках полиса ОСАГО, но всю сумму взыщет с виновника.

4. Кто всегда должен был проходить техосмотр без любых отсрочек

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили, что проходить техосмотр по новым правилам обязаны следующие автомобили:

срок действия диагностической карты которых истек до 1 февраля 2021 года (то есть им не было никакого смысла дожидаться 1 октября);
достигшие возраста четырех лет, у которых возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту.

Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Все возможные поблажки касаются исключительно частного транспорта.

5. Есть ли ответственность за непройденный техосмотр?

Проходить технический осмотр необходимо на официальных пунктах технического осмотра , аккредитованных РСА. Дистанционное предоставление таких услуг незаконно. Что касается штрафов, то автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП. Впрочем, на деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.

С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 рублей, но на фоне планов по отмене техосмотра такая перспектива уже маловероятна. Таким образом, на данный момент наибольшие риски связаны только с возмещениями по ОСАГО в случае ДТП.

6. Так что с отменой техосмотра? Или просто количество операций для проверки сократят?

Техосмотр действительно может стать необязательным для физических лиц уже до конца 2021 года. Соответствующий законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму в середине сентября.

27 сентября профильный комитет Государственной Думы по транспорту и строительству принял решение о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы. Срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет ограничен 30 октября 2021 года.

Исключение планируют сделать только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет при их постановке на учет, а также при внесении изменений в конструкцию или замене основных компонентов — таким транспортным средствам техосмотр придется проходить даже при его успешном переводе на добровольную основу.

При этом количество проверяемых параметров на техосмотре планируется сократить. Так, в действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств…» список пунктов для проверки на станциях техосмотра состоит из 82 параметров. После обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом в Минтрансе предложили сократить этот перечень до 59.

В свою очередь в МВД представили свое видение прохождения процедуры техосмотра. Часть планов стала известна после публикации Autonews.ru протокола совещания от 21 июля 2021 г. в Министерстве экономического развития по вопросу исполнения поручений вице-премьера Марата Хуснуллина. В частности, речь шла об отказе от проверки комплектации автомобилей :

  • медицинскими аптечками;
  • знаками аварийной остановки;
  • огнетушителями и противооткатными устройствами.


Теперь же в МВД добавили новые параметры , от которых хотят отказаться при проведении техосмотра. В ведомстве считают возможным:

  • не обращать внимание на трещины ветрового стекла у легковых автомобилей;
  • не проводить проверку работоспособности замков дверей и механизмов регулировки сидений;
  • игнорировать работоспособность системы обогрева и обдува ветрового стекла.
Подбор авто
Марка
  • Любая марка
A
  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Asia
  • Audi
B
  • Bentley
  • BMW
  • Brilliance
  • Bugatti
  • Buick
C
  • Cadillac
  • Changan
  • Chery
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
D
  • Daewoo
  • Daihatsu
  • Derways
  • Dodge
F
  • Fiat
  • Ford
G
  • Geely
  • GMC
  • Great Wall
H
  • Haval
  • Hino
  • Honda
  • Hummer
  • Hyundai
I
  • Infiniti
  • Isuzu
J
  • Jaguar
  • Jeep
K
  • Kia
  • Koenigsegg
L
  • Lancia
  • Land Rover
  • Lexus
  • Lincoln
  • Lotus
M
  • Maserati
  • Maybach
  • Mazda
  • Mercedes-Benz
  • Mini
  • Mitsubishi
  • Mitsuoka
N
  • Nissan
O
  • Opel
P
  • Peugeot
  • Porsche
R
  • Renault
S
  • Saab
  • Seat
  • Skoda
  • SMA
  • Smart
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
T
  • Toyota
V
  • Volkswagen
  • Volvo
А-Я
  • ВАЗ
  • ВИС
  • ГАЗ
  • ЗАЗ
  • ИЖ
  • ЛуАЗ
  • Москвич
  • ОКА
  • УАЗ
Модель
Год от
  • Любой год
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999
  • 1998
  • 1997
  • 1996
  • 1995
  • 1994
  • 1993
  • 1992
  • 1991
  • 1990
  • 1989
  • 1988
  • 1987
  • 1986
  • 1985
  • 1984
  • 1983
  • 1982
  • 1981
  • 1980
  • 1979
  • 1978
  • 1977
  • 1976
  • 1975
  • 1974
  • 1973
  • 1972
  • 1971
  • 1970
  • 1969
  • 1968
  • 1967
  • 1966
  • 1965
  • 1964
  • 1963
  • 1962
  • 1961
до
  • любой год
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999
  • 1998
  • 1997
  • 1996
  • 1995
  • 1994
  • 1993
  • 1992
  • 1991
  • 1990
  • 1989
  • 1988
  • 1987
  • 1986
  • 1985
  • 1984
  • 1983
  • 1982
  • 1981
  • 1980
  • 1979
  • 1978
  • 1977
  • 1976
  • 1975
  • 1974
  • 1973
  • 1972
  • 1971
  • 1970
  • 1969
  • 1968
  • 1967
  • 1966
  • 1965
  • 1964
  • 1963
  • 1962
  • 1961