В ГИБДД рассказали о «фенах». Как они работают и что умеют фиксировать

Автоновости В России

4 октября 2021 года
57

Российские автомобилисты удивились давно забытым устройствам в руках инспекторов ГИБДД  — ручным измерителям скорости. В народе их еще в 1990-х прозвали «фенами». На такие приборы обратили внимание водители, проезжавшие по трассе «Таврида» . В региональном подразделении МВД в ответ на запрос Autonews.ru объяснили законность использования устройств и уточнили принципиальные отличия от ручных камер прежнего формата.

Эксперты в свою очередь объяснили, что сейчас подобные устройства могут работать в любом регионе, где нет финансовой возможности повсеместно устанавливать стационарные камеры .

Почему ручные радары запретили

Ловить нарушителей скоростного режима с помощью ручных мобильных комплексов инспекторы ГИБДД перестали в 2016 году по указанию главы МВД Владимира Колокольцева . Причиной стали многочисленные жалобы водителей на недобросовестных, по их мнению, инспекторов. Техническая лазейка позволяла стирать записанные в момент нарушения данные. Также не всегда сделанные замеры принадлежали задержанным водителям, но проверить это было проблематично.

Позже в ведомстве объяснили, что полный запрет на использование мобильных средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД не установлен. Главным условием возвращения таких радаров на дороги стала их доработка. В научно-исследовательском центре изучения проблем безопасности движения (НИЦ БДД) разработали для производителей определенные параметры в рамках улучшения приборов. В частности, нужно было исключить возможность удаления записей. После проведенных улучшений применение «фенов«вновь стало возможно, а использование устройств регулируется соответствующим указанием МВД России .

Чем отличаются новые ручные камеры от старых «фенов»

Приборы контроля скорости и видеофиксации нарушений ПДД нового типа представляет собой моноблочный прибор, который работает как в стационарном режиме, так и в движении. Об этом Autonews.ru рассказали в пресс-службе управление ГИБДД УМВД по Севастополю. В этом регионе чаще используют видеофиксаторы «Бинар» от компании «Симикон».

Прибор оснащен радиолокационным измерителем скорости и двумя телекамерами: широкоугольной и длиннофокусной. Одновременно с измерителем скорости прибор выдает видеоинформацию о наблюдаемом транспортном средстве, а также показывает данные о времени и режиме измерений. Информация сохраняется в оперативной памяти устройства, ее можно архивировать и скачивать на другие носители. Для того, чтобы использование устройства считалось законным, необходимо соблюдение нескольких условий:

  • автоматический режим работы, при котором фото- и видеоматериал с фиксацией скорости записывается только в пределах контролируемой зоны. То есть выбрать любое место для фиксации невозможно;
  • невозможность использования сторонних карт памяти. Номера карт памяти должны быть зарегистрированы в памяти прибора и закреплены за конкретными операторами;
  • невозможность изменения или выборочного удаления файлов с карты памяти в приборе;
  • ведение контроля целостности записанных материалов для выявления попыток модификации содержимого карты. Любая попытка изменения должна приводить к невозможности дальнейшей работы с данной картой памяти;
  • фиксация всех действий оператора в фискальной памяти;
  • обработка зафиксированных нарушений должна производится только на компьютере с помощью специального программного обеспечения.


Как уточнили в региональном ведомстве, такие приборы используют при проведении профилактических мероприятий и работы на аварийно-опасных участках дорог на основе анализа аварийности.

Что говорят про радары сотрудники ГИБДД и эксперты

Капитан полиции в отставке и основатель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов объяснил Autonews.ru, что сейчас любые манипуляции с данными на приборе будут видны.

«Когда нам в свое время вернули эти устройства, руководство в Москве определило алгоритм, как с ними работать. Выписывается приказ, назначаются должностные лица, которые занимаются контролем и проводят регулярные сверки по зафиксированным материалам. На каждую фиксацию должен быть протокол. Если фиксация есть, а протокола нет, сразу составляется акт и назначается служебная проверка», — объяснил экс-сотрудник ГИБДД.

По его словам, незаконная работа с прибором грозит взысканиями вплоть до наказания за превышение должностных полномочий. «Что-то придумывать с такими приборами для инспекторов нет смысла, — считает Ильинов. — Кроме того, сейчас назначаются конкретные места несения службы. Их выбирают на основе аварийности и очагов ДТП в тех местах, где нет стационарных камер. Не получится так, что инспектор взял «фен» и пошел стоять в любое место».

Основная проблема старых радаров была в том, что они не выдавали фотоизображений, а просто демонстрировал цифры, показывающие превышение, объяснил в беседе с Autonews.ru адвокат Сергей Радько. Поэтому понять, к какому конкретно автомобилю относились данные фиксации на 100%, было невозможно.

«Например, в потоке несколько машин — и как понять, какой точно принадлежат показания, — объяснил Радько. — И даже если автомобиль на дороге один, не было уверенности, что инспектор демонстрировал именно его показания на приборе. Доказательством служило одно только слово полицейского. Чтобы инспекторов не обвиняли в предвзятости, нужны были гарантии автоматической и точной фиксации».

Чтобы исключить спорные моменты, в приборы добавили защиту данных от внешних воздействий.

«Теперь у инспекторов не получится отпустить нарушителя без протокола, — считает Радько. — В использовании этих приборов не вижу ничего плохого, если на них есть все сертификаты, пройдена поверка и данные фиксируют в автоматическом режиме. Главное, чтобы в процессе фиксации не было ошибок. Все-таки к стационарным комплексам, которые один раз повесили, настроили и только поверяют, доверия больше».

В свою очередь эксперт в области автоматической фиксации нарушений ПДД Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru уточнил, что при измерении прибором с рук есть теоретическая возможность накинуть к скорости автомобиля пару километров, резко двигая рукой навстречу машине в процессе измерения. Однако с точки зрения метрологии, по словам специалиста, утверждения типа устройства и действующей поверки достаточно для того, чтобы считать такие измерения законными.

Подбор авто
Марка
  • Любая марка
A
  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Asia
  • Audi
B
  • Bentley
  • BMW
  • Brilliance
  • Bugatti
  • Buick
C
  • Cadillac
  • Changan
  • Chery
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
D
  • Daewoo
  • Daihatsu
  • Derways
  • Dodge
F
  • Fiat
  • Ford
G
  • Geely
  • GMC
  • Great Wall
H
  • Haval
  • Hino
  • Honda
  • Hummer
  • Hyundai
I
  • Infiniti
  • Isuzu
J
  • Jaguar
  • Jeep
K
  • Kia
  • Koenigsegg
L
  • Lancia
  • Land Rover
  • Lexus
  • Lincoln
  • Lotus
M
  • Maserati
  • Maybach
  • Mazda
  • Mercedes-Benz
  • Mini
  • Mitsubishi
  • Mitsuoka
N
  • Nissan
O
  • Opel
P
  • Peugeot
  • Porsche
R
  • Renault
S
  • Saab
  • Seat
  • Skoda
  • SMA
  • Smart
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
T
  • Toyota
V
  • Volkswagen
  • Volvo
А-Я
  • ВАЗ
  • ВИС
  • ГАЗ
  • ЗАЗ
  • ИЖ
  • ЛуАЗ
  • Москвич
  • ОКА
  • УАЗ
Модель
Год от
  • Любой год
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999
  • 1998
  • 1997
  • 1996
  • 1995
  • 1994
  • 1993
  • 1992
  • 1991
  • 1990
  • 1989
  • 1988
  • 1987
  • 1986
  • 1985
  • 1984
  • 1983
  • 1982
  • 1981
  • 1980
  • 1979
  • 1978
  • 1977
  • 1976
  • 1975
  • 1974
  • 1973
  • 1972
  • 1971
  • 1970
  • 1969
  • 1968
  • 1967
  • 1966
  • 1965
  • 1964
  • 1963
  • 1962
  • 1961
до
  • любой год
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999
  • 1998
  • 1997
  • 1996
  • 1995
  • 1994
  • 1993
  • 1992
  • 1991
  • 1990
  • 1989
  • 1988
  • 1987
  • 1986
  • 1985
  • 1984
  • 1983
  • 1982
  • 1981
  • 1980
  • 1979
  • 1978
  • 1977
  • 1976
  • 1975
  • 1974
  • 1973
  • 1972
  • 1971
  • 1970
  • 1969
  • 1968
  • 1967
  • 1966
  • 1965
  • 1964
  • 1963
  • 1962
  • 1961