Резкие и неожиданные маневры — один из излюбленных приемов «учителей» на дорогах . Зачастую конфликты возникают, когда «учителей» не пропускают в свою полосу с обочины или же сигналят им в ответ на другие необдуманные маневры. Тогда такие водители пристраиваются перед обидчиком и начинают тормозить вплоть до остановки, провоцируя ДТП. Разбираемся, что делать, если перед вами на дороге возник тормозящий «учитель».
Кто будет виноват, если врезаться в «учителя»
Водитель, который едет впереди и препятствует движению другому автомобилисту неожиданно снижая скорость, нарушает п.10.5 ПДД [1] , объяснил в беседе с Autonews.ru ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Водителю запрещено создавать помехи другим, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью», — сказал юрист.
Но это не означает, что водитель сзади автоматически освобождается от ответственности и может идти на таран. Ведь ему следует руководствоваться п.10.1 ПДД: если есть возможность избежать ДТП, это обязательно нужно сделать, снизив скорость, вплоть до полной остановки. Также следующему позади водителю нужно помнить о пункте 9.10 ПДД, который обязывает соблюдать необходимую дистанцию до идущего впереди автомобиля.
«Получается, если произойдет ДТП, то следующий первым водитель будет однозначно виноват, — объяснил Мацала. — Но если выяснится, что у едущего следом была возможность предотвратить ДТП, а он этого не сделал, например, не затормозил, то он разделит вину с «учителем». То есть ответственность за ДТП будет солидарной, ведь второй водитель мог предотвратить ДТП, но не сделал этого».
В свою очередь юрист и эксперт по ПДД Катерина Соловьева указала на разные условия, в которых могут оказаться участники разборки на дороге. «Если «учитель» резко перестроился и нажал на тормоз, то обязанности соблюдать дистанцию у второго водителя тут не работает. Ведь агрессор не представил преимущества водителю, который следует по своей полосе, а еще у «учителя» в такой ситуации вообще не может быть оснований для резкого торможения», — считает Соловьева.
Эксперт напомнила, что, согласно ПДД нельзя резко тормозить кроме как для предотвращения ДТП. Также запрещено создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.
«Поэтому такой «учитель» нарушает. На регистраторе это будет видно. Но штрафа за это пока нет. Ни за нарушение п 10.5 ПДД, ни за опасное вождение, — признала Соловьева. — Если бы этот пункт был прописан в 8 разделе ПДД, то можно было бы штрафовать за нарушение правил маневрирования. А пока — нет».
Как доказать, что «учитель» резко затормозил
Доказать ответственность автохама за ДТП будет трудно, уверены эксперты. Если врезавшийся в «учителя» водитель не представит видеодоказательства , либо показаний свидетелей произошедшего, то первый автомобилист при общении с ГИБДД наверняка будет полностью отрицать свою вину.
«Без сильных доказательств сотрудники ГИБДД в такой ситуации виновником ДТП признают второго водителя, ведь он не соблюдал дистанцию», — объяснил Мацала.
Так же считает юрист Соловьева. По ее словам, в таком поведении «учителя» признаки опасного вождения на лицо, только вот у агрессора будет масса отговорок и объяснений.
«Такой водитель скажет, что ему показалась какая-нибудь кошка или препятствие на дороге. И что он якобы тормозил для предотвращения ДТП. Опровергнуть такие аргумента пока практически невозможно. Подобной практики пока не сложилось», — пояснила Соловьева.
По словам эксперта, если «учитель» сначала едет со средней скоростью, а потом тормозит, и водитель в него от неожиданности въезжает, то второму грозит ответственность за несоблюдение безопасной дистанции.
«Поэтому нужно пытаться отторозиться до полной остановки. Если есть регистратор, то будет проще доказать невиновность — нарушение «учителя» будет очевидным. Если записи нет, привлекайте свидетелей. Если и их нет, то при наличии очевидного спора и конфликта в суде могут признать и обоих. А без суда при разборе в ГИБДД накажут, скорее всего, только сзади идущего», — считает Соловьева.
Как собрать доказательства
Если в машине не оказалось регистратора, стоит опросить остановившихся рядом водителей, если такие появятся. Кроме того, произошедшее может попасть в объектив уличной камеры. «Если произошло ДТП в подобной конфликтной ситуации, водителю стоит позаботиться о сохранности своей записи. Осмотреться в округе и приметить места, где возможно установлены камеры, записать данные очевидцев и передать полученные сведения сотрудникам ГИБДД», — посоветовал Мацала.
В случае ДТП будут исследоваться все нюансы, в том числе и поведение потерпевшего на дороге. «В ходе самого разбирательства можно просить о назначении автотехнической экспертизы, либо инициировать самостоятельный поход в экспертную организацию, которая по имеющимся сведениям даст отчет с указанием степени вины каждого из участников ДТП», — предложил Мацала.
А Соловьева предупредила: при отсутствии свидетелей и видимых тормозных следов, такая экспертиза может оказаться бесполезной.
Можно ли показать запись с «учителем» инспектору по пути?
Иногда возмущенному автомобилисту, которого так несколько раз подрезал «учитель», хочется немедленно его догнать и разобраться. Или же призвать к ответу с помощью ГИБДД. Но в такой ситуации, признает юрист Михаил Никитин, рычагов воздействия на автохама немного. Ведь ответственности за опасное вождение в КоАП пока не прописано.
«Можно прямо в дороге позвонить в дежурную часть, представиться и оставить сообщение о том, что водитель определенного автомобиля ведет себя на дороге неадекватно: резко ускоряется, тормозит, виляет в полосе, не выдерживает боковой интервал, — рассказал Никитин. — В дежурной части передадут эту информацию ближайшему экипажу для принятия мер. Но вот будет ли у них время и возможность найти этого водителя — большой вопрос».
При этом если инспектор ГИБДД визуально не определит, что автомобилист нарушает ПДД, самое строгое, что ему грозит — это проверка документов и предупреждение. Если, конечно, инспектор ГИБДД не примет решение поднять всю историю водителя за недавнее время.
Что будет, если в ДТП с учителем есть пострадавшие?
Вне зависимости от того, кто стал зачинщиком конфликта, стоит помнить, что транспортное средство — это источник повышенной опасности. Если в результате конфликта будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, то водители будут отвечать солидарно, вне зависимости от того, кто прав или виноват. Такие нормы содержит ст.1079 Гражданского кодекса.