Не смотря на западные санкции, рынок грузоперевозок продолжает демонстрировать рост. Несмотря на то, что в прошлом году все российские компании столкнулись с новыми реалиями, проблемами с запчастями, необходимостью выстраивать новую логистику, а также подорожанием топлива, перевозка грузов автомобильным транспортом не только осталась актуальной в РФ, но и нарастила свой объем.
При этом из-за отказа стран Европы ввозить и вывозить груз российскими компаниями, пришлось прибегнуть к снижению тарифов, что потенциально могло привести к банкротству большого сегмента из числа небольших перевозчиков. Однако процессы были органично перестроены и удалось не только избежать коллапса, но и вернуть ситуацию в позитивное русло.
В 2022 году объем перевозок автомобильным транспортом впервые за 15 лет (с 2008 года) перешагнул отметку в шесть миллиардов тонн (всего 6,2 млрд). При этом доля в общем рынке перевозки грузов составляет более 70%. На втором месте с большим отставанием – железнодорожный транспорт с 1,3 млрд. тонн.
Примечательно, что в сравнении с 2021 годом, рост рынка автомобильных грузоперевозок составил порядка 12%. Такой динамики не наблюдалось на протяжении более 20 лет. Причем по другим направлениям рынка перевозок грузов ничего подобного нет. Железнодорожный, трубопроводный, воздушный, к примеру, напротив, демонстрировали отрицательную динамику.
Благодаря автомобильному транспорту в 2022 году был обеспечен совокупный рост рынка – с 8,2 млрд. тонн до 8,7 млрд. тонн.
Среди регионов, где было перевезено наибольшее количество грузов этим видом транспорта – Красноярский край. С совокупным показателем в 90 млн. тонн регион занял третье место. Впереди с большим отрывом Тюменская область – 171 млн. тонн. А вот отставание от идущего вторым Ханты-Мансийского автономного округа небольшой – всего 1 млн. тонн.
По мнению экспертов, тенденция к росту рынка в будущем продолжится. Это подтверждает начало 2023 года. Кризисные ситуации прошлого года стали толчком для роста и развития отрасли на предстоящие годы. Система не только восстановилась после потрясений, но и, найдя пути решения, стала динамично развиваться и оптимизировать процессы. Появились и новые партнеры как в странах Европы, так и на Востоке.
Эксперты склонны считать, что, несмотря на санкции, уже в ближайшие годы рынок грузовых перевозок в России может вырасти не менее, чем на 20%. Однако препятствием такой динамике могут стать как новые внутренние, так и внешние факторы.