Первый квартал текущего года показал для отечественного производителя грузовиков не лучшую картину. Продажи грузовиков камского завода упали больше, чем на треть, составив 37%, а рыночная доля КамАЗов упала почти в два раза.
Объясняется сложившаяся ситуация прежде всего тем, что вслед за легковыми китайскими автомобилями, на отечественный рынок стали интенсивно заходить и грузовики производства Поднебесной.
Уже известный россиянам «китаец» Shacman, к примеру, нарастил свое присутствие более, чем втрое. В конце марта в нашей стране стартовали продажи нового седельного тягача X6000, по своим характеристикам конкурирующего с КамАЗом К5. Только вот цена его в среднем на 15-20% ниже – а это порядка 1-2 миллиона рублей. А кроме того, производитель заявляет о более богатом оснащении и экономичности в сравнении с конкурентами. Плюс еще и в том, что на грузовики этой марки можно найти и запчасти от официальных дилеров концерна. Например, запасные части на мост на Shacman – передний, средний и задний, на двигатель, электрооборудование, подвеску.
Но наибольшего продвижения на российском рынке достиг концерн Sitrak. В прошлом году автомобили этого производителя не были представлены вообще. А уже в начале текущего года по продажам Sitrak опередил всех своих соотечественников, заняв 17% доли российского рынка и оставив позади упомянутый выше Shaсman, а также FAW и Howo. В феврале Sitrak C7H стал самым популярным грузовиком в России – их было продано более тысячи. На втором месте – FAW J6, КамАЗ 43118 стал лишь третьим с 30-процентным снижением объема продаж по сравнению с данными прошлого года.
Руководство камского автоконцерна в свою очередь реагирует в традиционном ключе. Так заместитель генерального директора Михаил Матасов возмутился заниженной в два раза таможенной стоимостью китайских грузовиков, заявив, что стоимость КамАЗов равна стоимости китайских конкурентов. А разница объясняется не только лояльными таможенными платежами, но и увеличением себестоимости из-за сложности в логистике, а также наличия сервисного обслуживания. Только вот с другой стороны КамАЗ не платит и таможенных сборов.
Вместе с тем на днях директор по развитию камазовской «дочки», группы «Объединенные автомобильные технологии», Илья Семенов заявил о кадровых проблемах из-за низких зарплат и необходимости повысить цены на автомобили. Компания не в силах набрать новых работников из-за уменьшения зарплат: «Мы не видим другого варианта... Как мы будем исполнять планы. Нужно повышать цену автомобилей. Если не сделать это сейчас, мы просто потеряем время», - сказал Семенов.
Как при условии дальнейшего роста цен КамАЗ сможет сохранять долю рынка и тем более отвоевывать ее - не уточняется. В Минпромторге в свою очередь подчеркнули необходимость прежде всего оптимизировать процессы, увеличении производительности труда.