Строительство дорог высшей технической категории - безусловно, задача в стратегическом смысле очень важная для нашей страны, но здесь есть определенные транспортно-экономические, бюджетные и другие практические задачи, которые нужно решать в обязательном порядке. Об этом рассказал "Российской газете" директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Напомним, что в ходе пленарной сессии Восточного экономического форума президент России Владимир Путин заявил о том, что скоростные автомобильные магистрали будут построены в России через Сибирь и Дальний Восток до Тихого океана. "Будет сформирован единый транспортный коридор "Россия" от Санкт-Петербурга до Владивостока. Он послужит основой для развития туризма, для связи логистических, аграрных и производственных центров, даст импульс предпринимательству, обновлению городов и поселков", - отметил глава государства. В этой связи он напомнил, что недавно был открыт участок скоростной автомобильной дороги от Москвы до Арзамаса, а к концу текущего года трасса дойдет до Казани, а затем до Екатеринбурга и Тюмени.
"С транспортно-географической и стратегической точки зрения это действительно необходимо. Тем более, таких автомагистралей всего восемь в России. Каркас любой страны мира составляют такие скоростные автомобильные магистрали. Наш президент поставил политическую задачу. Задача правительства теперь - перевести ее на инженерно-экономический и бюджетно-финансовый уровень. Ведь ничего подобного по масштабам инвестиций в бюджеты ближайших лет не было заложено", - отметил Блинкин.
Эксперт пояснил, что любые дороги высшей автомобильной категории - это как минимум четыре полосы с разделенными проезжими частями. Такое требование есть в законе к автомобильным дорогам. Четыре полосы движения, по самым скромным подсчетам, если брать в ценах 2022 года, рассчитываются следующим образом: километр - полмиллиарда рублей. Это очень сдержанная оценка, отметил эксперт, потому что в зависимости от геолого-почвенных и рельефных обстоятельств это может быть существенно дороже. Тысячи километров дорог высшей технической категории - это полтриллиона рублей.
"Также, если мы хотим выйти условно от рубежа вполне успешной стройки дороги М12 - это, соответственно, Москва, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, и, как запланировано на 2024 год, Тюмень. Если мы возьмем расстояние от Тюмени до Тихого океана - это тысячи километров, почти триллион рублей", - подсчитал Блинкин.
"Главная задача экономических ведомств теперь - найти и привлечь эти средства", - сказал эксперт. Он также напомнил, что, кроме бюджетных денег, в дорожном строительстве в последние годы успешно применяется практика частных инвестиций. В качестве примера эксперт привел ГК "Автодор".
"В целом сроки строительства магистралей будут зависеть от того, как быстро будет решен бюджетно-финансовый вопрос", - резюмировал Блинкин.