По итогам минувшего года можно смело сделать вывод о том, что китайские автомобильные бренды успешно завоевывают российский рынок.
С 2019 года китайский автопром вышел на первое место в мире по реализации автомобилей и с тех пор уверенно удерживает первенство, опережая и США, и Японию. И в нашей стране 2023 год прошел под знаком доминирования авто из поднебесной. Подавляющее большинство брендов продемонстрировали ощутимый рост. Особенно впечатляет Omoda, чьи продажи в сравнении с 2022 годом выросли почти в 30 раз – с чуть более 1,5 тысяч до 28-ми.
И даже не смотря на все перипетии GAC, связанных с разрывом сотрудничества с Mitsubishi (GAC Mitsubishi прекратил свое существование в начале ноября минувшего года), рост продаж автомобилей этого китайского бренда был пятикратным. Картину тут делает GS8, обновленная, вторая, версия которого появилась в конце прошлого лета. Для сравнения, только за август 2023 года GAC GS8 было продано столько же, сколько за весь 2022 год – 438 штук.
И можно только догадываться, каков мог бы быть объем продаж GS8, если бы цена автомобиля в салонах дилеров была такой же, как у производителя. А она оказалась выше ни много ни мало – выше на целый миллион рублей за начальную комплектацию. Это треть к стоимости. Причем найти ту самую комплектацию было не так-то просто. В итоге желающим предлагались топ-версии, чей ценник в салонах уходил уже за 5 миллионов рублей.
Еще одну палку в колеса продаж в целом весьма неплохого полноразмерного кроссовера вставила плохо развитая дилерская сеть. По данным официального сайта компании, сейчас в России работают 12 представительств в 11 городах, что, конечно же, крайне мало. Для сравнения у лидирующего по итогам года Haval – 116 дилеров во в 60 городах РФ.
Да, рост продаж у Haval не столь динамичный - всего в 3,5 раза. Однако в натуральном выражении он намного существенный – 118 826 автомобилей за 2023 год, что на 85 тысяч больше, чем в 2022-ом. Столько же, чуть более 118 тысяч, реализовали Chery (на 80 тысяч больше). Замыкает тройку с большим отрывом Chery – 84 тысячи (+ 60 тысяч).
- Haval – 118 826 (33 642)
- Chery – 118 055 (38 497)
- Geely – 84 019 (24 419)
- Changan – 47 765 (5 627)
- Omoda – 44 909 (1 521)
- по данным агентства «Автостат».
Если же брать по динамике роста, то после Omoda идет Changan, чьи автомобили в последнее время стали все чаще появляться на российских дорогах. Бренд нарастил объемы в 8,5 раз, продав на 42 тысячи автомобилей больше, чем год назад (47 тысяч против 5-ти).
Цифры, конечно, впечатляют. При том в прошлом году росли утилизационные сборы, которые сдерживали экспансию «китайцев». На самые «ходовые» варианты автомобилей рост составил от 350 до 585 тысяч рублей (ввоз с целью перепродажи для юридических лиц).
- До 1000 куб. см. – с 41 200 до 81 200 рублей
- С 1000 до 2000 куб. см. – с 178 400 до 528 800 рублей
- С 2000 до 3000 куб. см. – с 259 600 до 844 800 рублей
- С 3000 до 3500 куб. см. – с 281 600 до 970 000 рублей
- С 3500 куб. см. – с 445 000 до 1 235 200 рублей
Примечательно, что сбор на ввоз электромобилей «скаканул» с 32 000 рублей до 360 000 рублей.
С учетом транспортных расходов зачастую доставка автомобиля до покупателя получается сопоставимой со стоимостью производителя. И поэтому недорогие авто становится ввозить попросту нецелесообразно. Очевидно, что в ценовом сегменте до 1,5-1,8 миллиона рублей китайским производителям сложно составлять конкуренцию LADA.
А вот Haval с кроссовером Jolion благодаря логистике успешно находит свое место на российском рынке – благодаря тому, что еще в 2019 году рискнул и развернул местное производство. По итогам года Haval Jolion – лидер продаж (58 229 автомобилей):
ТОП-5 выглядит так:
- Haval Jolion – 58 229
- Chery Tiggo 7 Pro – 52 635
- Omoda C5 – 37 431
- Geely Coolray – 35 382
- Chery Tiggo 4 Pro – 34 349
Продолжат ли китайские автомобилей столь же «резво» заходить на рынок РФ? Пожалуй, тех же темпов роста ждать вряд ли стоит. Но с другой стороны после ухода привычных брендов пока что у потребителя особого выбора нет. Поэтому покупать китайские автомобили будут, причем охотнее.