В России второй месяц подряд наблюдается снижение продаж грузовых автомобилей. Эта тенденция вызывает беспокойство среди производителей и экспертов отрасли.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в июне 2024 года продажи грузовых автомобилей снизились на 5% по сравнению с маем того же года. В июле ситуация ухудшилась, и падение составило уже 8%. Эти цифры свидетельствуют о продолжающемся спаде на рынке грузовых автомобилей.
Снижение продаж связано с рядом факторов. Один из них - экономическая неопределенность, которая влияет на инвестиции в транспортную отрасль. Грузовики цена которых за последние годы существенно возросла, заставляют максимально взвешенно подходить к обновлению автопарков. Компании становятся более осторожными и откладывают покупку нового транспорта до лучших времен.
Кроме того, высокая стоимость топлива также играет свою роль. Высокие цены на бензин и дизельное топливо делают эксплуатацию грузовых автомобилей дороже, что приводит к снижению спроса на них.
Производители грузовых автомобилей стараются адаптироваться к новым условиям. Они предлагают различные акции и скидки, чтобы привлечь покупателей. Однако, пока экономическая ситуация не стабилизируется, ожидать значительного улучшения ситуации на рынке грузовых автомобилей не приходится.
Вместе с тем российские производители грузовиков, такие как КамАЗ, ГАЗ и Урал, остаются среди лидеров рынка.
Приводим тройку самых продаваемых в 2024 году моделей грузовых автомобилей отечественного производства.
- КамАЗ-5490 - эта модель остается лидером продаж уже несколько лет подряд. В 2024 году было продано более 30 тысяч единиц этой модели, что на 5% больше, чем в 2023 году.
- ГАЗон NEXT - эта модель также показала рост продаж в 2024 году, достигнув отметки в 25 тысяч проданных единиц (+7% по сравнению с 2023 годом).
- Урал Next - эта модель заняла третье место по количеству продаж в 2024 году, продав более 15 тысяч единиц (+10% по сравнению с 2023 годом).
Если же говорить по сегменту рынка продаж грузовиков в целом, то здесь второй месяц подряд лидерство удерживает КАМАЗ. Причем не смотря на серьезное падение, которое оценивают в 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На долю отечественного бренда в мае текущего года пришлось чуть более 18% от общей доли рынка, что соответствует примерно 1,75 тысяч проданных грузовых авто.
Китайские грузовики на российском рынке по-прежнему не сдают позиции. Хотя и синхронно с КАМАЗом количество проданных новых автомобилей снизилось. Так на втором месте находится китайский SITRAK – порядка 1,26 тысяч единиц проданной техники. Падение объемов существенное – на 39%.
В пятерке самых популярных брендов мы заметили еще трех «китайцев» Shacman, FAW и Dongfeng. Shacman продемонстрировал падение продаж почти на четверть. FAW среди лидеров оказался наиболее стабильным с 6% уменьшением объемов. А вот Dongfeng показал феноменальный рост, увеличив свои продажи аж в 2,5 раза – до 700 единиц.
Одной из причин роста доли китайских грузовиков в последние годы является их способность предложить широкий выбор моделей, адаптированных к российским условиям эксплуатации. Кроме того, китайские производители активно работают над улучшением качества своей продукции, что делает их еще более привлекательными для покупателей.
Фото: КАМАЗ