Россияне стали активнее пользоваться услугами аренды автомобилей. Специалисты говорят о том, что спрос на услугу вырос по разным данным от 18 до 20%, особенно в преддверии праздников, а также во время отпусков. Это связывают с увеличением стоимости автомобилей, а так же поездок в такси.
Повышенный спрос наблюдается за счет роста цен на новые и подержанные машины. Так по данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год средняя стоимость на новые автомобили выросла на четверть и составила почти 3 миллиона рублей, а на «пробежные» - на 17%, до миллиона рублей.
По мнению специалистов, оказывающих услуги в отрасли, тенденция связана в том числе с изменениями механизма ввоза машин, а именно новых правил утилизационного сбора. Суть утилизационного сбора заключается в том, что он является обязательным платежом, который взимается с производителей и импортеров транспортных средств. Этот сбор предназначен для финансирования мероприятий по утилизации отходов, образующихся в результате эксплуатации транспортных средств.
С 1 апреля 2024 года в России был повышен утилизационный сбор на автомобили. Это привело к увеличению стоимости новых автомобилей, особенно тех, которые имеют двигатели объемом до двух литров.
Поэтому в случаях, когда в авто нет ежедневной необходимости, россияне все чаще обращают внимание на рынок аренды, предпочитая не покупать автомобиль в собственность, а бронировать, пусть даже на долгий срок.
Наиболее востребованной аренда автомобилей оказалась в Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане, Карелии и Калининградской области. Что подтверждает интерес к услуге со стороны туристов. Многие путешественники, прибывая в город-курорт на самолете, уже на месте берут автомобиль в аренду для передвижения по окрестностям.
Цены на аренду автомобилей варьируются в зависимости от класса автомобиля. В эконом-сегменте средний чек составляет около 15-20 тысяч рублей в сутки, а в бизнес-классе - свыше 100 тысяч рублей. Среди популярных моделей в эконом-сегменте - Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda Octavia и Renault Logan. В бизнес-классе - Mercedes-Benz S63 AMG, Lamborghini Urus, BMW М5, Mercedes-Benz GT63 AMG и BMW Х6М, Х5М Competition.
Эксперты отмечают, что рынок аренды автомобилей активно развивается, и ежегодный прирост составляет около 6-10 миллиардов рублей. В 2023 году объем рынка достиг 62 миллиардов рублей, а в 2024 году ожидается превышение отметки в 70 миллиардов рублей.
Вместе с тем, как сообщает Национальный автомобильный союз, до конца года стоимость каршеринга и проката автомобилей вырастет на 10-20 процентов. Это связано с повышением все того же утилизационного сбора. Операторы вынуждены обновлять свой парк автомобилей, что становится дороже из-за роста цен на обслуживание и увеличения утилизационного сбора.
На сегодняшний день по информации операторов средний возраст лизинговых машин в каршеринге составляет три-четыре года. Операторы стремятся постоянно обновлять свой парк автомобилей. Дилеры пока не требуют возврата тех автомобилей, которые уже используются, а поддержка от государства, включая парковочные абонементы, все еще действует.
Однако новые машины по старым условиям получить уже невозможно. У некоторых менее популярных сервисов начали расти убытки, и даже в лучшем случае они могут выйти в ноль.
Повышение утильсбора приведет к тому, что самые популярные модели с двигателями до двух литров подорожают более чем на 300 тысяч рублей. Поэтому обновление парка станет дороже, и стоимость услуг будет расти, чтобы хотя бы выйти в ноль.
Вице-президент НАС Антон Шапарин предложил использовать утилизационный сбор для развития отечественного автопрома, а не для пополнения бюджета. Он напомнил, что за прошлый год бюджет получил 517 миллиардов рублей за счет такого сбора, а российским автопроизводителям в качестве поддержки было передано только 58 миллиардов.